И.В. Сталин. Марксизм и национально-колониальный вопрос (1936)

Последняя работа из теоретического наследия Иосифа Сталина, которая представляется мне интересной. Если в лекциях о ленинизме можно видеть общие контуры сталинской "повестки дня" для Советского Союза вообще и ВКП(б) в частности, а в заметках об экономических проблемах социализма можно проследить общий контекст сталинских взглядов на экономику, то из этого сборника статей и речей можно легко понять, как советский вождь и отец народов оценивал роль и значение национальной проблемы в общемировом и советском измерениях. Здесь тоже довольно много интересных деталей, о которых - ниже.


Как и прочие работы, эта книга на самом деле представляет собой не цельный текст, а сборник тематически связанных материалов, посвященных национальной проблеме в широком смысле этого слова - от вопроса о том, что такое нация, до проблемы подготовки национальных кадров в советском партаппрате. Материалы построены по хронологическому принципу, что правильно, поскольку дает хорошую возможность проследить развитие сталинских взглядов (и риторики) на протяжении нескольких десятилетий - от начала 1910-х до середины 1930-х гг. Поскольку в книге нет единого текста, а есть набор заметок, речей, статей и тезисов разного размера, проще выделить какие-то базовые темы, которые всплывают на всем протяжении книги. Таких тем я выделил две: тема нации и тема национального вопроса в рамках Советского Союза. В том, что касается нации, сталинская позиция в общем и целом хорошо известна: книга открывается статьей "Марксизм и национальный вопрос", в которой дается знаменитое определение нации из 4 пунктов. Для меня главная проблема с такого рода определением в том, что Сталин очень жестко настаивает на том, что нация определяется только (sic!) через наличие всех пунктов. Если, например, некая общность имеет общий "психический склад", язык, экономический уклад - но живет на разных территориях - то все, национального статуса ей не видать. Никак вообще, извините. (Я напомню, что есть замечательная немецкая нация, которая сталинской дефиниции не удовлетворяет, тем не менее, существует вполне осязаемо, и существовала в разделенных условиях на протяжении десятилетий в одном только ХХ веке.) В том, что касается национального вопроса в СССР, сталинский подход очень интересен тем, что в нем выделяются две ключевых проблемы: проблема местного шовинизма (т.е. националистического уклона на местах, в союзных республиках) и... правильно, проблема "великорусского шовинизма" (т.е. остатков имперского сознания в "русском пролетариате" вообще и в управленческих кадрах партии в частности). Сталин однозначно признает последнюю проблему более важной (хотя бы потому что русские составляют в СССР большинство, пусть даже, по сталинским подсчетам, и не абсолютное), и указывает на необходимость (следуя ленинским наказам) бороться с великорусским шовинизмом до полной победы пролетарского интернационализма. Сталин также прямо признает и призывает русских вкладываться в развитие окраинных областей Советского Союза, поскольку объективно задача эта может быть решена только при участии самой крупной и культурно продвинутой нации (что русские культурно продвинута нация - это вообще безоговорочно говорится). Во всем этом мы видим две вещи. Во-первых, закладывается основа для "политики старшего брата": в Советской Стране все народы равны, но русский народ в силу объективных обстоятельств играет роль старшего брата (для Сталина это означает то, что из русского резервуара можно и нужно черпать силы для развития окраин и малых народов). Во-вторых, мы видим, что советский проект реализуется как последовательно направленный на "affirmative action" в отношении малых народов (об этом Т. Мартин потом напишет прекрасную книгу), и, следовательно, "руководящая и направляющая" роль русских в этом проекте в принципе ничем не награждается: помочь отсталым окраинным нациям - их всемирно-исторический долг, а не привилегия. Никаких особых почестей (кроме формальных тостов за здравие) за это русские, в общем и целом, получать не должны. Плачевные последствия этого можно наблюдать и в рамках проекта "Российская Федерация", который начал реализовываться после краха советского режима. P.S. Не могу не отметить: в речах и статьях Сталин прямо нарушает один из важнейших пунктов марксистской теории. Сталин много говорит о том, что в СССР есть нации, которые не прошли еще индустриализации, не отошли даже от родоплеменного строя, и им необходимо помочь от этих "пережитков" избавиться как можно скорее (естественно, руками русского пролетариата), чтобы эти народы могли счастливо шагнуть в социализм. Сама по себе возможность перейти от феодализма или племенного строя прямиком в светлое социалистическое будущее - это ж мрак и ересь, поскольку ни одна общественно-экономическая формация не отомрет раньше, чем будут исчерпаны все ее производительные силы.