К. Маркс. К критике гегелевской философии права (1843)

После прочтения гегелевского текста о философии Права логично обратиться к, наверное, самой известной критике этого текста, автором которой является Карл Маркс. Это очень ранняя работа (автору на момент написания 25 лет), и сама по себе она носит фрагментарный характер (имеет дело не с цельным текстом Г.В.Ф. Гегеля, а только с отдельными разделами его книги). К тому же, понятно, что методологический аппарат Маркса еще далек от сколь-нибудь законченной формы, и рассматривать этот манускрипт нужно именно как набросок, сделанный скорее для себя, в попытке прояснить свое отношение к гегелевской философии. Разбираются параграфы с 261-го по 313-ый включительно, берутся они в их делении соответственно книге.


Если говорить откровенно, то текст, хоть и интересен, все же интерес этот носит скорее чисто исторический характер (и то не для всех, а скорее для «марксологов» и, может быть, некоторых марксистов). При этом, впрочем, отмечу, что даже в этой ранней работе можно заметить те направления мысли, которые будут волновать Маркса в зрелом возрасте. Это, конечно, любопытно. В целом, марксовая критика гегелевской правовой философии заключается в том, что Гегель чрезвычайно абстрактно подходит к решению вопросов права, и вообще вся его диалектика, хотя и имеет рациональное зерно, все же построена на абстракции Geist, которая играет роль волшебной палочки, с помощью которой Гегель выполняет любые нужные ему смысловые операции. (Насколько понимаю, это близко к гегелевской критике у Л. Фейербаха.) Далее, Маркс отмечает, что Гегель часто затушевывает, играя словами, очень важные логические переходы, в результате чего возникает ложное ощущение связи каких-то вещей, которые реально мало друг с другом связаны. В тексте это называется путаницей между «субъектом» и «предикатом». Еще очень важный момент, который стоит четко выделить. Маркс как минимум один раз в ходе критики выражает мысль о том, что раз все «правительственные дела» уже известны, то их стоит доверить не «чиновникам» или «элите», а самому народу – это то семя, из которого потом вырастет очень важная марксова идея об отмене (отмирании) государства, поскольку каждый член гражданского общества будет настолько способен к самоорганизации, что формальные институты будут вторичны по отношению к этой спонтанной организованности. Мне кажется, это вообще можно рассматривать как прообраз идеи коммунизма. В принципе, критика, скажем прямо, малоубедительная (по крайней мере, для такого гегельянца, как я). Но интересна она не своей убедительностью, а, как я уже сказал, своим местом в интеллектуальной истории Маркса – это один из первых его самостоятельных философских опытов, и игнорировать его (по крайней мере, при изучении текстов Гегеля или при изучении Маркса) не стоит.


К. Marx. Zur Kritik der Hegelschen Rechtsphilosophie (1843)