Ф. Ницше. Воля к Власти (1901)

Эта книга, строго говоря, никогда не существовала в том виде, в каком она впервые вышла в свет. Как известно, Фридрих Ницше действительно имел намерение написать текст под названием "Воля к власти", но, насколько можно судить, к концу 1880-х годов изменил свое мнение, рассредоточив содержание  неопубликованной работы по записным книжкам и другим - законченным - работам. После смерти Ницше его сестра, получив доступ к архивам брата, собрала значительное число его записей, отредактировав их и представив в виде цельного произведения. Хотя позднейшие исследования, проведенные в 1960-е годы, показали, что подборка материалов для книги, скорее всего, была весьма тенденциозная (если не сказать больше), "Воля к власти" все же может считаться частью ницшевского наследия, хотя бы потому, что к ней обращались многие другие авторы, и, кроме того, практически все темы, поднимаемые в книге, действительно разрабатывались Ницше на протяжении его жизни. Так что его сестра, при всей сомнительности ее начинаний, все же имела какие-то основания представлять "Волю к власти" как завершающий - и центральный - элемент ницшевской мысли. 



Вся работа разделена на четыре взаимосвязанных книги, каждая из которых посвящена какой-то центральной проблеме. В книге первой Ницше описывает духовную ситуацию в европейском мире, и возвещает неизбежный приход нигилизма на место прежних ценностей - таких как христианство и гуманность. Во второй книге Ницше стремится дискредитировать основополагающие ценностные системы европейского мышления - христианскую религию и вытекающую из нее общественную и частную мораль, а также философию. В третьей книге Ницше подробно излагает сущность Воли к Власти как важнейшей философской, социальной и даже природной категории. В четвертой же книге Ницше детально описывает желаемый социальный порядок, вытекающий из проецирования воли к власти на человеческие отношения. При этом вся работа, на самом деле, не представляет собой цельного текста - это ранжированный по темам набор афоризмов, отдельных мыслей и глав (что вообще характерно для Ницше). Во всем этом, безусловно, есть последовательность (при том, что нередко Ницше сам себе противоречит, и считает это нормальным), и, конечно же, тесная связь с грядущим подъемом фашизма и национал-социализма. Все напоминания о том, что сам Ницше был против антисемитизма и расизма, называя сестру "антисемитской дурой" - вообще мимо цели. Даже если оставить биологический расизм за скобками, в ницшевских мыслях более чем достаточно материала, чтобы обосновать, по меньшей мере, итальянский фашизм (в котором, как известно, расовый компонент появился сильно позже нацизма, и носил в основном декоративный характер). Просто в "Воле к власти" эти обоснования более систематизированы, и оттого легче заметны - но, фактически, аналогичные мысли можно найти в других работах. Так что для меня вполне очевидно, что фашистский и национал-социалистический проекты естественным образом вытекают из нигилистического поворота, провозглашенного Ницше.


Friedrich Nietzsche. Der Wille zur Macht (1901)