Ф. Ницше. Сумерки идолов (1889)

Знакомство с текстами Фридриха Ницше я решил начать с этой небольшой книги, написанной всего за несколько дней, и ставшей его последней прижизненной работой. В принципе, она может считаться своего рода введением в ницшевскую философию, отсюда, вероятно, вытекает и ее компактный характер.


С точки зрения структуры, "Сумерки идолов" являют собой набор эссе и афоризмов, объединенных сквозной темой, а именно - борьбой против ложных идолов ("кумиров" в другом варианте перевода), мешающих развитию человека. Эта борьба против лжи, выраженной в идеях нравственности и равенства, и за высвобождение творческих сил жизни была для Ницше важнейшей частью его личного философского проекта "переоценки всех ценностей" - именно поэтому можно рассматривать "Сумерки идолов" как вводный текст, обозначающий позицию Ницше по всем ключевым для него вопросам философии в целом. Так как Ницше не является систематическим мыслителем ("системность" он вообще расценивал как порочную черту мышления, впихивающего живые мысли в омертвляющий догматический каркас), то говорить о содержании книги можно только через обращение к ее главным темам. Я бы выделил среди таких следующий набор: во-первых, отрицание ценности разума как путеводной нити, ведущей к добродетели; во-вторых, атаки на нравственность и равенство как на вреднейшие из ложных идей, отравляющие человеческое существование; прославление Жизни в противовес Морали - ко всем этим темам Ницше постоянно возвращается в тексте, не уставая издеваться над моральностью, христианством и добродетелью. Что меня поразило - так это тотальная субъективность подавляющего большинства его критических замечаний: Ницше почти не использует развернутую логическую аргументацию, вместо этого используя яркие эмоциональные сравнения и лирические образы. Его логика (там, где она есть) настолько односторонняя, что серьезно к ней относиться весьма проблематично, все, что остается - либо соглашаться с его интуитивными впечатлениями, либо нет. Все это намного больше связано с публицистикой или художественной литературой, чем с философией. И еще одно замечание. Хотя до сих пор встречаются люди, пытающиеся снять с Ницше обвинения в том, что его философия породила фашизм и национал-социализм, при ближайшем рассмотрении такие обвинения выглядят, по меньшей мере, обоснованно. То, что Ницше не был антисемитом и вообще германским националистом - совершенно второстепенная вещь, поскольку даже в одной этой его работе (весьма небольшой по объему, напомню) достаточно точек пересечения с фашистским и нацистским мировоззрением. Здесь и отрицание важности рационального начала в человеке, и восхищение античными обществами в противовес декадентским христианским ценностям, и ненависть к идеалам равенства - все это недвусмысленно указывает на тоталитарные движения итальянского и немецкого образца. Вообще, весь проект Ницше - это полномасштабная война против Просвещения как фундаментального компонента европейского мышления, то, чем планомерно занимались нацистские и фашистские мыслители. Так что перекличка ницшеанской философии с идеалами "эпохи фашизма" определенно имеет место быть.


Friedrich Nietzsche. "Gotzen-Dammerung" (1889)