Ж. Валь. Несчастное сознание в философии Гегеля (1929)

Честно говоря, даже не знаю с чего начать. И, к сожалению, это не оттого, что книга мне очень понравилась. Текст, безусловно, любопытный, исторически в некоторых отношениях знаковый, но к нему слишком много вопросов, чтобы можно было им безболезненно наслаждаться. Впрочем, сначала, как всегда – немного об авторе.


Жан Валь – фигура весьма заметная во французской философии вообще, и, во французском гегельянстве особенно. На протяжении около 30 лет, с середины 1930-х по конец 1960-х, он был профессором в Сорбонне, и единственный перерыв в его работе связан с периодом Второй мировой войны. Валь тогда был интернирован, бежал из Франции в США, и только после войны возвратился на родину. Представленная книга – вероятно, самая известная работа Валя о Г.В.Ф. Гегеле, предвосхитившая всплеск интереса к гегельянству в 1930-е гг., когда свои знаменитые лекции начал читать А. Кожев. Для нас она чем важна? В основном – тем, что предлагает теологическую (т.е., условно говоря, «правогегельянскую») интерпретацию гегелевских текстов (в отличие от кожевского «левогегельянства»), ставя в ее центр понятие «несчастного сознания», через которое осуществляется прочтение не столько какого-то конкретного текста, сколько всей философии Гегеля вообще. К сожалению, книга оставляет не самое приятное впечатление. В основном это связано с тем, что сам язык Валя в намного большей степени поэтический, чем философский, и читать это очень тяжело. В очень многих местах книги идет практически ничем не ограниченный поток сознания, связанный с Гегелем, и там, где ждешь детального анализа, раскрытия смысла – там встречаешь лишь непонятно от чего отталкивающиеся рассуждения. Справедливости ради, надо сказать, что Валь ни в коей мере не является, конечно, шарлатаном, или плохим знатоком Гегеля: видно, что с его работами и жизнью он хорошо знаком, что он искреннее стремится осветить какие-то ключевые для Гегеля темы в философии – но дальше разбросанных там и сям любопытных формулировок или отдельных параграфов дело не идет. От книги не остается впечатления целостной работы, несмотря ни на живость языка, ни на глубокое знание материала автором. Его идея о важности «несчастного сознания», безусловно, очень важна для понимания гегелевской философии, но ее раскрытие откровенно проигрывает кожевской интерпретации – намного более точной, изящной и последовательной.


J. Wahl. Le Malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel (1929)