М. Хайдеггер. "Бытие и Время" (1927)

Мартин Хайдеггер справедливо считается одним из наиболее значимых философов ХХ века (а для многих, вероятно, он едва ли не единственный значимый автор прошлого столетия вообще), хотя, на мой взгляд, влияние его далеко не всегда можно оценить как положительное. "Бытие и Время" - самая известная книга Хайдеггера, совершившая переворот в континентальной философии, вызвавшая множество толкований и породившая экзистенциализм как специфическое направление в философской мысли. Хотя во всем хайдеггеровском наследии, на самом деле, есть огромное количество не менее интересных текстов, в том числе относящихся к его лекционным курсам, все же именно "Бытие и Время", написанное в конце 1920-х годов, остается ключевой работой при оценке вклада Хайдеггера в философию.


В центре внимания книги - вопрос о Бытии, который Хайдеггер считает несправедливо забытым во всей европейской традиции мысли, начинающейся с древнегреческих авторов. В первом разделе ("Подготовительный фундаментальный анализ присутствия") Хайдеггер объясняет важность постановки вопроса о бытии, вводя затем ряд базовых концепций, с помощью которых он намеревается рассматривать бытийность как проблему. Во втором разделе ("Присутствие и временность") Хайдеггер связывает два ключевых понятия, выработанных в ходе предшествовавшего анализа - Присутствие и Временность - воедино, подходя к мысли о том, что Бытие есть разновидность Присутствия, причем Присутствия, ограниченного горизонтом временности (т.е. Историчности). Иными словами, Бытие есть историческая категория (несколько упрощая, можно сказать, думаю, что Бытие есть Время, или, быть может, Бытие присутствует во Времени). Честно сказать, это самая худшая (с точки зрения стиля и языка) книга по философии, какую я когда-либо читал, и одновременно - самая скучная (с точки зрения содержания). Это удивительно, учитывая, что хайдеггеровские лекции и другие его заметки (например, о ницшеанстве или гегелевской философии) читаются намного более легко и в целом интересней. На мой взгляд, ценность этой работы как толчка к размышлениям намного превышает ее философское значение: хайдеггеровская мысль повлияла на огромное количество людей, причем очень и очень разных, и в этом ее важность. Но как самостоятельное произведение она производит угнетающее впечатление. В ней есть ряд примечательных наблюдений, в особенности среди последних глав, где разбирается понятие "истины" и гегелевская интерпретация "Времени как Понятия", но к ним приходится продираться через ужасающие терминологические и стилистические дебри. К тому же, меня не слишком убеждает обоснованность самой постановки вопроса о Бытии, озвученная Хайдеггером в первых главах: неочевидно, что вся европейская философия от платоников и схоластов до кантианцев и гегельянцев упускала из внимания Бытие, погрязая в исследованиях Сущего - и еще более неочевидно, что вопрос о Бытии важен именно по тем причинам, которые сам Хайдеггер озвучивает (а значит, и рассматривать его надо как-то иначе).