С. Хантингтон. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века (1991)

Перед нами классическая работа по транзитологии – это особый раздел политической науки, занимающийся проблемами перехода от авторитаризма к демократии (и наоборот). Также это вторая из трех наиболее известных книг Сэмюэля Хантингтона: первой был «Политический порядок в меняющихся обществах», а третьей – знаменитое «Столкновение цивилизаций», сделавшее Хантингтона чрезвычайно востребованным автором в 2000-е, после начала войны США с исламским терроризмом.

Но пока что до этого далеко, и в центре внимания данной книги не проблемы модернизации или отношений Запада и остального мира, а более специфическая, хотя и тоже злободневная, тема: переходы к демократии в странах Европы, Азии и Южной Америки во второй половине ХХ века, точнее – в период с 1970-х по 1990-е годы. Хантингтон вводит концепт «волн демократизации», которые он определяет как расширение зоны электоральных демократий в мире; этим «волнам» соответствуют «откаты» - периоды сокращения демократических режимов на глобальном уровне. По состоянию на конец ХХ столетия выделяются три периода глобальных «приливов и отливов» демократии. Первый из них охватывает середину – вторую половину XIX века. Второй имел место в начале и середине ХХ столетия. И, наконец, третий начался в середине 1970-х годов, после перехода Испании к демократии и португальской «революции гвоздик». Кульминацией «третьей волны» демократизации является, видимо, крах социалистических режимов в Восточной Европе и дезинтеграция Советского Союза. Хантингтон очень подробно рассматривает идеологические, экономические и собственно политические предпосылки того массового перехода от авторитаризма к демократии, который начал разворачиваться в середине 1970-х годов. Если говорить коротко, то в книге особо выделяются следующие события: во-первых, изменение официальной позиции католической церкви в 1960-е и переход к поддержке борьбы за демократию и права человека; во-вторых, рост благосостояния в авторитарных странах, который привел (к удивлению многих) не к политической апатии, а к пробуждению гражданской активности; в-третьих, «эффект снежного кома», когда демонтаж авторитаризма в одной стране запускает схожие процессы в соседних. Вообще, книга очень интересная, и даже несмотря на то, что с момента событий 1989-1991 гг. прошло больше двадцати лет, читается с интересом (хотя, казалось бы, за это время вышло огромное количество всевозможных работ про крах социализма, на любой вкус). Также очень примечательный момент: Хантингтон неоднократно повторяет, что сам факт падения авторитарного режима не означает автоматического возникновения демократии – такой исход вероятен, но отнюдь не предопределен. В зависимости от ряда условий, на месте авторитаризма может возникнуть как демократия (опять же, очень разная), так и новый вариант авторитарной системы. Примечательно также то, что Хантингтон в конце книги ставит вопрос о связи культуры с конкретными формами перехода к демократии – здесь видны проблески того подхода, который он позднее разовьет в «Столкновении цивилизаций». Еще представляет интерес классификация авторитарных режимов: в ней, кроме прочего, выделяются «персоналистские режимы» - т.е. системы, где все принципиальные решения завязаны на одного человека (который по необходимости имеет вид общенационального лидера). В отличие от, например, военных диктатур, такие режимы очень чувствительны к смене первого лица: с его исчезновением (смертью, отставкой, отстранением, свержением) немедленно изменяется вся конфигурация власти, что порождает разброд и шатания не только в правительстве, но и в государстве вообще. Таких подробностей в книге очень много, но при этом вникать в них не очень сложно, и нет ощущения, что книга перегружена узкоспециальными терминами или фактами. Если же подводить какой-то итог, то надо сказать, что книга (как и хантингтоновская работа 1968-го года) интересная и (несмотря на прошедшие с тех пор перемены) все еще актуальная.


Samuel Huntingtion. The Third Wave (1991)